Благотворительный
Фонд
Социальной
Помощи

Отчет за учебный год 2017-2018 по программе "Мой путь"

Фонд "Большое Будущее" продолжает работу по программе социальной адаптации и оказания помощи в выборе будущей профессии детям, оставшимся без попечения родителей.  После успешного старта программы в 2015 году фонд "Большое Будущее" решил продолжать реализацию программы. Каждый год методисты фонда дополняли ее и редактировали, повышая качество. 

Цель программы: создание условий для профессионального самоопределения и осознанного выбора профессии у подростков, оставшихся без попечения родителей.

Занятие "Знакомство"

Цель занятия: наладить контакт между группой детей и тренерами-профконсультантами.

Первое знакомство с детьми проходило очень активно. Они были заинтересованы в новых лицах в их учреждении. В этот раз активность ребят была высока, наблюдалась повышенная мотивация на занятии. На этом занятии вместе с ребятами определили: зачем нужно приобретать профессию, как помогает профориентация. В активной дискуссии научились составлять профессиограмму каждой профессии. Занятие прошло с некоторым приятным волнением для тренеров-профконсультантов.

Занятие «Отношение к работе»

Цель занятия: выявить отношение к тем или иным профессиям.

Иногда, когда дети и подростки уже вырастают, они сталкиваются с проблемой: есть немаленькие материальные запросы, но работать просто не хочется. Как объяснить ребенку значимость работы? Как сформировать правильное отношение к ней? В завершение прошлого года мы провели очень важное занятие по профессиональной ориентации для учеников 7-10 классов школы-интерната 46 на тему "Отношение к работе". Целью тренинга было выявление у участников отношения не только к отдельно взятым профессиям, но и к работе в целом и формирование интереса и ответственного подхода к будущей работе. * "Что же такое работа?" * "Какая она бывает?" * "Почему человек работает?" 

Встреча с представителем профессии HR

Наш специалист по работе с детьми поделился своими впечатлениями об эффективности проведённого занятия: "Ответы на три главных вопроса мы находили все вместе и обнаружили, насколько наше мышление отличается от мышления рядом сидящего человека. Это прекрасно - посмотреть на привычные вещи свежим взглядом и вынести для себя что-то совершенно новое! Также мы рассмотрели задачи работы и подробно разобрали её типы. И по традиции в конце занятия все заполнили шкалу впечатлений, которая уже успела стать площадкой для творчества." Самым увлекательным моментом занятия была профориентационная игра, азартом захватившая всех участников такого серьёзного процесса. 

Занятие "Рынок труда"

Цель занятия: познакомить участников с понятием "Рынок труда" и выявить их отношение к профессиям, которые в нем существуют.

В процессе занятия школьники получили новые понятия в Банк слов: спрос на труд, предложение, взаимосвязь этих позиций. В частности, касались ситуации с рынком труда в России. Постепенно добрались до региона и уже до города, где мы живем. Определили несколько факторов, от которых зависят спрос, как распознать спрос на рынке труда, чтобы создать предложение. Для ребят это была новая информация, и они активно включились в обсуждение. Между ними даже возникали спорные ситуации, которые обсуждались уже всем коллективом. У школьников возник неподдельный интерес к тому, какие сферы труда сейчас актуальны.

Занятие "Образование. 1 часть"

Цель занятия: расширение кругозора в области получения образования. 

На тренинге присутствовало 7 человек,участники были очень активны и включены в процесс. С ребятами шла активная дискуссия о современной системе образования, что дало представление тренерам, насколько участники осведомлены о дальнейшем обучении. Также были выделены отличия, плюсы и минусы различных ступеней образования. Обсуждались профессии, на которые можно претендовать после среднего профессионального и после высшего образования. В результате у ребят сложилась более полная картина о системе образования в России. В конце тренинга, участники проявили креативность выполняя задание: придумать несуществующую профессию и описать какие функции будет выполнять человек данной профессии. Задание выполнялось в командах, и в итоге группы получила рисунки с людьми новых профессий и много положительных эмоций.

Встреча с представителем профессии HR

Цель занятия: увидеть взаимосвязь своих увлечений и возможной профессией.

На этом занятии приглашенный специалист с удовольствием рассказывал воспитанникам о своем профессиональном пути. Начиная от простого интереса в определенной области, до реализации это в профессию. Он рассказал о том, как подобрать университет по своим интересам и как построить свою карьеру после выпуска из университета. У ребят возникало много подробных и личных вопросов. В основном они касались сложностей, которые возникали на пути специалиста. 

Занятие "Образование. Часть 2"

Цель занятия: расширение кругозора в области получения образования. 

На этом занятии вместе с учениками профконсультанты прошлись по всем возможным формам обучения в нашем городе. Разобрали все плюсы и минусы каждого из них. Каждого из воспитанников попросили обозначить какой бы путь он выбрал и почему. Следовали очень аргументированные ответы. Также посмотрели на структуру каждого университета, организационные центры (деканат, кафедра, кураторы, методисты). Обсудили преимущества очного обучения, предоставляемые льготы от государства, возможные стажировки и другие положительные стороны. В практических заданиях ребятам предлагалось угадать профессию в простой игре "ДаНетки". Ученики задавали вопросы по очереди и пытались как можно быстрее определить, что за профессия загадана. 

Занятие "Профессии будущего"

Цель занятия: дать понять, что мир меняется и некоторые профессии станут со временем неактуальными, определить в какую сторону двигается прогресс.

На занятии начали обсуждение со старинных изобретений, которыми люди уже и не пользуются. А почему? На этот вопрос должны были ответить ученики. И они с этим прекрасно справились. Они привели несколько примеров, когда некоторые старые приборы, изобретения уже не актуальны и сейчас пользуются чем-то иным. Также, обсудили какие профессии никогда не смогут заменить машины. Выяснилось, что машины не смогут заменить лишь человека. Из этого выросла дискуссия о том, что важным является развитие своих человеческих ценных качеств. Именно они будут являться незаменимыми еще на несколько десятков. В упражнении "Занимательная профессия" ребятам предоставили возможность попробовать себя в качестве специалиста из будущего, где профессии уже не узконаправленные, а появляются на стыке двух и более несовместимых отраслей (цветочник-программист и подобное). 

Экскурсия на предприятие города

Организована профориентационная экскурсия на ООО "Петрохолод". Дети получили информацию об истории мороженого в регионе, о кадрах на предприятии, о необходимом образовании для работы на фабрике и о самом процессе производства мороженого.

 

Встреча с приглашенным психологом

Дети встретились с клиническим психологом, представителем профессии "Бизнес-тренер". Обсудили курьёзные случаи из практики специалистов, занимающихся подбором персонала. Проработали страхи воспитанников перед работой через метафорические карты. Поработали с мотивацией.

Занятие "Самопрезентация. Резюме"

Цель занятия: формирование навыков грамотного составления резюме, самопрезентации. 

Это занятие было максимально практикоориентированным. В короткой дискуссии участники и профконсультанты обсудили правила создания резюме. Эта тема оказалась для ребят очень простой, поэтому тренеры сразу перешли к практической части. Ученикам раздали по несколько примеров резюме и дали время, чтобы найти какое резюме наиболее качественно написано, а какое не отвечает всем необходимым параметрам. Воспитанники справились с этой задачей очень быстро. Тема презентации себя была им максимально знакома. Поэтому в конце, мы попросили их составить резюме о себе через пять лет (примерно возраст окончания университета). Ученики со знанием дела подошли к упражнению.

Экскурсия на киностудию

Дети ознакомились с работой киностудии, где снимают современные фильмы, сериалы и самые свежие рекламные ролики. Узнали о профессиях, представители которых трудятся на съемочной площадке, а также о приемах, секретах кинематографа, благодаря которым создается эффект реальности на экране.

 

Занятие "Самопрезентация. Собеседование"

Цель занятия: формирование навыков грамотной самоперезентации для успешного прохождения собеседования. 

Это занятие было логичным продолжением предыдущего.  После составления резюме, мы попросили учеников рассказать, а каких работников бы они взяли на работу. На флип-чарте выписывались необходимые качества человека. Коснулись и внешнего вида, и пунктуальности, и цели работы именно в данной компании, и многого другого. В качестве практики ребятам устроили собеседование прямо на занятии. При чем собеседования проводили они же. Каждому участнику диады "работник-представитель компании" давались инструкции. В ходе выполнения задания становилось ясно, что все зависит не только от качеств работника, но и от представительности компании, куда идут собеседоваться. К некоторым начальникам идти работать никто не хотел. 

Занятие "План моего будущего"

Цель занятия: развитие навыков целеполагания. 

Благодаря упражнению «Золотая рыбка», дети поняли почему так важно четко ставить перед собой цели, чтобы по итогу получить именно то, что хотелось. В теоретическом блоке занятия тренеры совестно с детьми обсудили правила эффективного планирования и постановки ближайших и досрочных целей. Были подняты темы страха перед неудачей и прочих препятствий, из-за чего человек не решается идти по строго намеченному плану. В ходе практического блока занятия дети разделились на три команды, каждая из которых поставила себе цель на отдаленное будущее и презентовала план достижения этой цели. Побеждала та команда, у которой был самый реальный план достижения цели. 

Занятие "Финансовая грамотность"

Цель занятия: познакомить участников с понятием "личный капитал", разными его видами.

Государство обеспечивает детей, оставшихся без попечения родителей, питанием и предметами первой необходимости, из-за чего воспитанникам не нужно заботиться о расходах и доходах, а также у них нет перед глазами примера родителей, которые зарабатывают деньги и распределяют расходы, платят по счетам и тд. Именно поэтому так важно донести информацию о том, как рационально распределять бюджет, так как уже совсем скоро школьники выпускных классов вступят во взрослую самостоятельную жизнь.

Экскурсия в Санкт-Петербургский Государственный Университет

Заключительной местом проведения экскурсии был выбран Санкт-Петербургский Государственный Университет, и совершенно не случайно, потому что именно внутри образовательного учреждения царит особенная студенческая атмосфера, находясь в которой, школьники могут впитать важность образования и его роль в жизни каждого человека. В начале поездки дети узнали о зарождении образования в России, какие дисциплины раньше считались обязательными, а также какие сословия могли получить образование. Подъехав к зданию ВУЗа, первым делом дети отправились в музей-архив Дмитрия Менделеева, внутри которого узнали много о жизни великого ученого и его вкладе в науку и образование. После музея дети отправились гулять по зданию университета. Впечатление произвел коридор Главного здания СПбГУ, который соединяет корпуса и во всю его длину стоят шкафы со старинными учебниками по всем предметам, написанные на латыни. В стенах СПбГУ была организована встреча с членом приемной комиссии, который проинформировал школьников о том, как поступить в один из самых старинных университетов нашей страны. Специалист рассказал о системе образования, о существующих образовательных программах. Дети узнали, что при большом желании и потенциале можно поступить в СПбГУ даже после 7 класса. Помимо прочего, школьники узнали чем отличаются образовательные программы, а также о том , что оценки, которые мы получаем в школе — действительно важны. Воспитанников проинформировали о квоте и ее условиях, о минимальном балле по ЕГЭ. Во время встречи дети задавали вопросы и получали на них ответы, им рассказывали реальные истории из жизни студентов, и о том, как проходит прием в высшее учебное заведение.