Название программы: Программа социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей.
Кардинальные социально-экономические преобразования в стране привели к переосмыслению содержания понятия «профессиональной ориентации» личности в обществе. Как показывает практика, многие ученики старших классов испытывают трудности в выборе сферы образования и будущей профессии. Эта проблема наиболее актуальна для выпускников интернатских учреждений, в которых отсутствуют система профессионального ориентирования воспитанников. Сама организация жизни детей в таких учреждениях устроена таким образом, что у них формируется одна социальная роль — роль сироты. Эта роль зачастую удерживает их в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей. Они перекладывают ответственность за свое будущее на государство и сотрудников учреждения.
Чтобы помочь детям в выборе карьерного пути, мы разработали систему профориентационных тренингов, которые способствуют формированию у воспитанников детских домов профессионального самоопределения в соответствии с их желаниями, способностями, а так же с учетом социокультурной и экономической ситуации в регионе.
Главными задачами программы профессиональной ориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сейчас являются:
- Формирование активной позиции по отношению к выбору будущей профессии
- Развитие навыков целеполагания
- Формирование мотивации к профессиональному развитию
Так же одним из основных направлений программы является развитие навыков социального взаимодействия, так как согласно исследованиям Э.А. Минковой эмоциональный портрет воспитанника детского дома характеризуется такими чертами как:
- бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения;
- неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности)
- нестабильность эмоциональных контактов с окружающими (легко вступают в контакт, внешне в общении могут казаться живыми и непосредственными, но быстро меняют партнёров по игре);
- непонимание эмоионального состояния другого человека, его поведение часто вызывает отрицательные эмоции к партнёру, отражается на взаимоотношениях с ним, приводит к конфликтам и ссорам;
В связи с этим в тренингах представлен спектр упражнений, которые направлены на развитие навыков коммуникации и социальной мобильности личности. В процессе тренингов мы стараемся формировать у подрастающего поколения позитивное отношение к труду, как к ценности. Участники не только знакомятся с современной ситуацией на рынке труда, но и учатся планированию, так как режим жизни в учреждениях интернатского типа выстроен таким образом, что ребенок попросту не нуждается в проектировании ближайшего и отдаленного будущего.
Данная программа является необходимым звеном в социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как успешная интеграция в социум таких детей должна создавать равные возможности для успешного включения их в систему производственных отношений.